Нижне-Волжская набережная полтора века назад строилась лишь как продолжение Нижне-Окской, но спустя годы унаследовала от нее статус «главного нижегородского причала», который сохранила до сих пор.
Нижне-Волжская набережная проектировалась в общей системе градостроительных преобразований города в 1830-е гг. архитекторами Иваном Ефимовичем Ефимовым и Петром Даниловичем Готманом. В 1836 г. были начаты работы по ее устройству, к которым ежегодно привлекалось до 2850 человек и 750 телег. Надзор над проектом осуществлял инженер-капитан Дмитриев. Земля для подсыпки берега доставлялась с копки Зеленского и Похвалинского съездов. Чтобы насыпной грунт не уносило паводком, берег было решено обложить булыжным камнем, который привозили в Нижний из Ярославской и Костромской губерний. Весной на одну барку грузилось по 8-10 кубических саженей камня, летом - по 4-6. Сплав и выгрузка барки обходились в среднем по 420 руб. (60 руб. за кубическую сажень). 6 апреля 1836 г. каменную обкладку набережной подрядился выполнить крестьянин Д. Климов.
В 1838 г. Нижне-Волжская набережная была отделана под руководством инженера Н. И. Лика, после чего впервые в истории Нижнего Новгорода вдоль городского берега стал возможен проезд на транспорте. Коренным образом начал меняться и облик Нижнего базара. По красной линии набережной отныне разрешалось строить исключительно каменные дома. Первую каменную усадьбу в этом районе возвели князья Голицыны (1837-1839 гг., ныне Рождественская, 47). В центре Нижнего базара - между Рождественской улицей и Нижне-Волжской набережной - была устроена Софроновская площадь.
В 1841 г. паводок повредил 111 саженей набережной. Ремонт за 3 тыс. руб. провел все тот же крестьянин Климов. Впоследствии столь значительных разрушений набережной уже не наблюдалось. В 1909-1911 г. в районе Строгановской и Голицынской усадеб была проведена намывка берега и дополнительная обкладка булыжником.